Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

МТО и оснащенность образовательного процесса

Общая информация о материально-техническом оснащении
В соответствии с требованиями к минимальной оснащенности учебного процесса и оборудованию федеральному модельному стандарту учебные кабинеты биологии, русского языка и литературы, математики, информатики, химии, физики, истории, иностранного языка, изобразительного искусства, музыки в полном объеме оснащены и оборудованы:

1. Печатными пособиями (таблицами, картами, атласами)
2. Информационно-коммуникационными средствами (мультимедийные обучающие программы).
3. Экранно-звуковые пособия (видеофильмы, слайды, таблицы – фолии, интерактивные стенды).
4. Технические средства обучения: интерактивные доски (физика, химия, география, математика, иностранный язык, история, русский язык и литература, изобразительное искусство, музыка) компьютеры мобильные компьютерные классы (физика, химия, география, английский язык, информатика) короткофокусные мультимедиапроекторы сканеры документ – камеры принтеры веб – камеры видеокамеры цифровые лаборатории (физика, химия, биология, география) цифровые микроскопы (химия, биология) копировальные аппараты
5. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: приборы и приспособления (физика, химия, биологи, география, музыка, физическая культура) реактивы и материалы (физика, химия, биологи, география) модели объемные, рельефные, муляжи (математика, физика, химия, биологи, география) натуральные объекты – влажные препараты, микропрепараты, гербарии, коллекции (биология, география)
6. Спортивные сооружения (спортивные залы – 2 шт., бассейн, зал фитнеса, спортивная площадка, стрелковый тир, лазерный тир, оснащенные игровым, спортивным оборудованием и инвентарем).
7. Учебные кабинеты, общей площадью 1933,6 кв.м. оснащены современной и комфортабельной мебелью, в кабинетах физики, химии, биологии, площадью 242 кв. м. оборудованы предметными лабораториями с необходимым оборудованием для проведения лабораторных и практических работ. Имеется оборудованная в соответствии с требованиями комбинированная учебная мастерская по метало- и деревообработке – на 20 рабочих мест, швейная мастерская – на 13 рабочих мест, современный кабинет кулинарии. Информационно-учебная и материально-техническая база для осуществления образовательного процесса по реализации программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, соответствует нормативным требованиям, предъявляемым, к общеобразовательным школам. Учитывая, что образовательные технологии и средства обучения постоянно обновляются, школа стремится создавать условия, обеспечивающие опережающее развитие современной образовательной инфраструктуры.

 

Перечень оборудования, направленного на создание безбарьерной среды для маломобильной группы населения с ограниченными возможностями в МБОУ “СШ №5”

Общая характеристика образовательного учреждения. Развитие материальной базы (Из публичного доклада МБОУ “СШ №5”).

7.1.  Учебные кабинеты/ группы
7.2.  Объекты для проведения практических занятий
7.3.  Библиотека 
7.4.  Объекты спорта
7.5.  Условия питания обучающихся 
7.6. Охрана здоровья обучающихся
7.7. Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям 
7.8. Электронные образовательные ресурсы 
7.9. Условия обучения детей с ОВЗ
7.10. В соответствии с Уставом МБОУ “СШ №5” общежитие, интернат, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, образовательной организацией не предоставляются
7.11 Средства обучения и воспитания

открыть
Средства обучения и воспитания – это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития. Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения и воспитания на следующие виды:

Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал);

Электронные образовательные ресурс (образовательные мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии);

Аудиовизуальные (слайды, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях);

Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);

Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);

Учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.);

Тренажеры и спортивное оборудование.

Общая дидактическая роль средств обучения Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого образовательного учреждения. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы. Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания. Термином multimedia (что в переводе с английского означает «многосpедность») определяется информационная технология на основе пpогpаммно-аппаратного комплекса, имеющего ядро в виде компьютера со средствами подключения к нему аудио- и видеотехники. Мультимедиатехнология позволяет обеспечить при решении задач автоматизации интеллектуальной деятельности объединение возможностей ЭВМ с традиционными для нашего восприятия средствами представления звуковой и видеоинформации, для синтеза тех стихий (звука, текста и графики, живого видео).

Принципы использования средств обучения учет возрастных и психологических особенностей обучающихся; гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях; учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.); сотворчество педагога и обучающегося; приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Средства обучения – все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.

Главным в средствах обучения является: устное слово, речь учителя. Рализовать принцип наглядности в обучении помогают визуальные средства, так как более 80% информации обучающиеся воспринимают зрительно, используем предметы и объекты природной и искусственной среды: карты, схемы, диаграммы, модели, дорожные знаки, математические символы, наглядные пособия, кинофильмы, видеофильмы, CD/DVD-диски. В процессе обучения также используются технические средства обучения. В ряде случаев ТСО незаменимы, т.к. позволяют показать явления, быстро протекающие процессы. Их не следует применять там, где без них можно обойтись (провести опыт или наблюдения). Рационально сочетается компьютерная техника, ИКТ с другими средствами обучения, не преувеличивается значимость использования новых информационных технологий. Они, несмотря на высокую эффективность, не могут заменить живое слово учителя, общение, недооценка которых может привести к сдерживанию развития личности. При использовании ТСО необходимо обучать учащихся пользоваться ими и воспринимать их. Например, перед просмотром видеофильма дать обучающимся инструктаж: когда и на что обратить внимание; дать задание: что запомнить, что записать.

1 Средства воспитания

1. Общение как средство воспитания

а) непосредственное, в форме прямых контактов учителя и обучающегося;

индивидуальные беседы

б) опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться. классные часы, школьные праздники и мероприятия.

2. Учение как средство воспитания

Учение как деятельность ученика, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения ученика к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на учащихся оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру, а также обстановка в классе и школе. Эффективность воспитательного воздействия учения значительно повышается, когда на уроке практикуется так называемая совместная продуктивная деятельность школьников. В основе такой деятельности лежит учебное взаимодействие, в ходе которого дети:

а) выясняют условия совместного выполнения задания;

б) организуют его взаимное обсуждение;

в) фиксируют ход совместной работы;

г) обсуждают полученные результаты;

д) оценивают успехи каждого;

е) утверждают самооценки членов группы;

е) совместно решают, как будут отчитываться о выполнения задания;

ж) проверяют и оценивают итоги совместно проделанной работы.

Совместная деятельность школьников становится продуктивной, если она осуществляется при условии включения каждого ученика в решение задач в начале процесса усвоения нового предметного содержания, а также при активном его сотрудничестве с учителем и другими учениками. Личностно-развивающие возможности совместной учебной деятельности школьников повышаются при следующих условиях:

1) в ней должны быть воплощены отношения ответственной зависимости;

2) она должна быть социально ценной, значимой и интересной для детей;

3) социальная роль ребенка в процессе совместной деятельности и функционирования должна меняться (например, роль старшего – на роль подчиненного и наоборот);

4) совместная деятельность должна быть эмоционально насыщена коллективными переживаниями, состраданием к неудачам других детей и «сорадованием» их успехам.

3.Труд как средство воспитания

Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей. Осуществляется через: дежурство по классу, школе; работа на пришкольном участке; летняя трудовая практика

4. Игра как средство воспитания

Используется как в урочной так и во внеурочной системе, организуется в форме проведения разного рода игр: организационно-деятельностные; соревновательные; сюжетно-ролевые. Деятельность школы, состояние и уровень её работы сегодня определяется тем, что она является главным фактором жизнеспособности, сохранения и развития, одним из культурных и духовных центров. Воспитательная работа в школе ориентирована на совершенствование воспитательного процесса, направленного на развитие личности ребёнка. Личностно- ориентированное обучение и воспитание играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации. Р

азвитее ученика как личности (его социализация) идёт не только путём овладения им нормативной деятельностью, но и через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, как важного источника собственного развития. Использование личностно – ориентированных технологий позволяет поставить в центр всей школьной воспитательной системы личность ребёнка, обеспечить комфортные, бесконфликтные и безопасные условия её развития, реализовать её природные потенциалы. Технологии личностной ориентации позволяют найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребёнка, перестроить содержание образования, противопоставить авторитарному подходу к детям – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.

Для организации учебно-воспитательного процесса и дополнительного образования учащихся (в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья) в школе имеются:

  • 42 классных комнат (включая учебные кабинеты и лаборатории), площадь которых составляет 2613,19 кв.м.;
  • 3 спортивных зала;
  • бассейн;
  • лыжная база;
  • актовый зал;
  • столовая;
  • библиотека, читальный зал, совмещенный с библиотекой;
  • кабинет педагога-психолога;
  • кабинет социального педагога;
  • кабинет логопеда;
  • 2 компьютерных класса – стационарных;
  • столярно-слесарная мастерская;
  • кабинет швейного дела и кулинарии;
  • Музей боевой и трудовой славы;
  • Зал ПДД;
  • медицинский и процедурный кабинеты;
  • стоматологический кабинет

Школа оборудована вспомогательными средствами при входе в школу для инвалидов и лиц с ОВЗ:

  • пандус;
  • расширены дверные проемы при входе в школу;
  • возле входной двери расположена система вызова помощи сотрудников школы;
  • тактильные таблички с шрифтом Брайля с наименованием помещений здания;
  • ступеньки лестниц обозначены противоскользящей цветной абразивной лентой;
  • на входных группах дверей имеются лента для разметки и маркировки, круг для контрастной маркировки дверных проемов;
  • на входной группе имеется бегущая строка красного свечения.
  • лестницеход.
  • индукционная переносная портативная система для слабослышащих;

 

Для обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ организован свободный доступ к местам занятий. Имеются тактильные таблички с шрифтом Брайля с наименованием помещений здания, пандус перекатной и лестницеход.

Функционирует учебный класс начальной школы для детей с ОВЗ оборудован:

  • Документ-камеры с компьютером для зрительного увеличения мелких предметов текста;
  • Интерактивная доска;
  • Мультпроектор
  • Ученические столы одноместные
  • Электронный видео увеличитель
  • Комплект шероховатые буквы –прописные, печатные;
  • Комплект тактильные цифры и математические знаки;

Кабинет психолога и релаксации оборудован:

  • автоматизированным рабочим местом
  • интерактивная доска;
  • демонстрационное оборудование, модуль “Разноцветная гроза”
  • демонстрационное оборудование, модуль пузырьковая колонна “
  • демонстрационное оборудование, модуль светозвуковая панель “Бесконечность”
  • настенные игровые модули;
  • настольная развивающая игра “Кварцевый песок”.

 

Во всех учебных кабинетах установлено и используется компьютерное оборудование, интерактивные доски с медиапроекторами. Вся компьютерная техника подключена в единую локальную сеть по школе. К сети Интернет подключены все учебные помещения, компьютерные кабинеты, библиотека.

Оснащение школы современной компьютерной техникой

Наличие сети в кабинете информатикиДа
Количество компьютеров103
Количество ПК в кабинетах информатики26
Количество компьютеров, имеющих выход в Интернет103
Цифровых лабораторий2
Интерактивные доски38
Мультимедиапроекторы40
Принтеры/ МФУ72
Цифровые видеокамеры2
Web-камеры4
Цифровые фотоаппараты2
Копировальные аппараты2
Плоттер1
Документ-камера29
Количество учебных кабинетов, оснащённых ПК42
Количество планшетов16
Лингафонный кабинет1
Робототехника26
Система голосования1
Ноутбуки41
Интерактивные комплексы5
Платформы универсальные для перемещения и зарядки портативных компьютеров.

Материально-техническое обеспечение для детей с ограниченными возможностями здоровья

НаправлениеУсловия, созданные в школе 
1Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В школе функционирует для обучающихся лиц с ОВЗ.

Организован свободный доступ к местам занятий. Имеются тактильные таблички с шрифтом Брайля с наименованием помещений здания, пандус перекатной и кресло-коляска.

Имеются следующие средства обучения и воспитания, в том числе технические:

– приобретаются специализированные учебники для обучающихся лиц с ОВЗ;

– индукционная переносная портативная система для слабослышащих;

– оптические устройста;

– портативный увеличительный микроскоп для слабовидящих;

– компьютерное оборудование (компьютеры, ноутбуки, планшеты, интерактивные доски, документ-камеры, веб-камеры, гарнитура, колонки акустические и т.п.).

2Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Школа оборудована вспомогательными средствами при входе в школу:

– пандус;

– расширены дверные проемы при входе в школу;

– возле входной двери расположена система вызова помощи сотрудников школы;

– тактильные таблички с шрифтом Брайля с наименованием помещений здания;

– ступеньки лестниц обозначены противоскользящей цветной абразивной лентой;

– на входных группах дверей имеются лента для разметки и маркировки, круг для контрастной маркировки дверных проемов;

– на входной группе имеется бегущая строка красного свечения.

– лестницоход

3Условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Организован свободный доступ к месту приема пищи.

В школе создаются специальные условия организации питания для обучающихся, имеющих особые медицинские заключения.

4Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

 Медицинское обслуживание обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями обучения в школе осуществляется на основе договора с городской детской поликлиникой. В школе работает фельдшер.  Имеются медицинский кабинет и процедурная, кабинет логопеда.

В учреждении неукоснительно соблюдаются санитарно-гигиенические и противоэпидемические режимы функционирования школы. В школе организована работа по профилактике заболеваний. В течение года ведется работа по оздоровлению обучающихся. В летний период организовывается летний пришкольный оздоровительный лагерь.

В рамках осуществления оздоровительной деятельности имеются объекты спорта: большой спортивный зал, малый спортивный зал,  бассейн, лыжная база, спортивная площадка.

При необходимости, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья могут получить психологическую и другую консультативную помощь в школе, а так же помощь ассистента (помощника).

Составлены индивидуальные учебные планы для обучающихся-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, которые обучаются на дому.

5Электронные образовательные ресурсы, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровьяВ библиотеке имеются электронные образовательные ресурсы. Обеспечен свободный доступ к справочно-библиографическому аппарату библиотеки, к сети Интернет.
6Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Имеются следующие специальные средства обучения и воспитания, в том числе технические:

– приобретаются специализированные учебники для обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ;

– индукционная переносная портативная система для слабослышащих;

– оптические устройста;

– портативный увеличительный микроскоп для слабовидящих;

– компьютерное оборудование (компьютеры, ноутбуки, планшеты, интерактивные доски, документ-камеры, веб-камеры, гарнитура, колонки акустические и т.п.).