Инклюзивное образование

ППМС  центр

Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи (далее ППМС-центр) функционирует в МБОУ «СШ№ 5» с 2018-2019 учебного года.
Основными направлениями деятельности ППМС-центра является оказание психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы.
1. Если ребенок испытывает трудности в освоении основной образовательной программы, развитии, социальной адаптации, поведения, то психолого-педагогическая помощь включает в себя:

  • психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
  • психолого-коррекционные, развивающие и компенсирующие занятия;
    логопедическая помощь обучающимся;
  • помощь обучающимся в профориентации, выборе профессии и социальной адаптации.
  1. Если ребенок является ребенком с ограниченными возможностями здоровья или ребенком-инвалидом, то психолого-педагогическая помощь является составной частью специальных условий обучения и воспитания. Для того чтобы ребенку в общеобразовательной организации были созданы специальные условия обучения и воспитания, родителю необходимо предоставить заключение центральной или территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.

Специальные условия обучения – это:

  • образовательные программы и методы обучения и воспитания;
    специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы в соответствии с программой обучения;
  • технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • предоставление услуг ассистента( по заключению ТМПК);
  • проведение коррекционных занятий специалистами психолого-педагогического сопровождения: психологом (педагогом-психологом), учителем-логопедом, социальным педагогом, учителем-предметником;
  • обеспечение доступа в здание образовательной организации (безбарьерная среда).
  1. Постановление правительства ХМАО Югра от 05.09.2013 №359-п «О порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации».
  2. Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского АО – Югры от 4 мая 2016 г. N 703″Об организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, а также при реализации адаптированных общеобразовательных программ в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры”.
  3. Приказ МБОУ «СШ №5» от 13.09. 2018 года «Об организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи учащимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, а также при реализации адаптированных общеобразовательных программ в МБОУ «СШ№5»
  4. Положение об организации ППМС помощи в образовательной организации Приложение к приказу МБОУ «СШ №5» №578 от 13.09.2018 года
  5. Приказ № 496 от 11.09. 2017 года “О создании центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи в образовательных организациях”
  6. Форма заявления на оказание ППМС помощи.
  7.  Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры

 

 

Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) — это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года и т.д.).

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, вне зависимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе.

В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

Доступная среда в школе

Дорожная карта по созданию условий, соответствующих универсальной без барьерной

Нормативные документы:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ».

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30.06.2016 N436н «Об утверждении перечня заболеваний, наличие которых дает право на обучение по основным общеобразовательным программам на дому».

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 августа 2020 года №442 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 №Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».

Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 6 августа 2020 года №Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

Постановление правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13.12.2013 №543-п «Об организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Приказ департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 20.05.2013 №437 «Об утверждении Концепции организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Приказ департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры №1087 от 13.08.2015 Об утверждении примерных учебных планов образовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования на территории ХМАО-Югры для детей с ограниченными возможностям здоровья, нуждающимися в длительном лечении, а также детей-инвалидов получающих образование на дому или в медицинских организациях, в том числе с использованием дистанционных технологий».

Приказ департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры №703 от 04.05.2016 об организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации, а также при реализации адаптированных общеобразовательных программ в образовательных организациях ХМАО-Югры».

Во исполнение пункта 4.9.1 протокольного решения заседания Совета по делам инвалидов при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 13 ноября 2020 года № 1 Департаментом образования и молодежной политики автономного округа совместно с Департаментом социального развития автономного округа, Департаментом труда и занятости населения автономного округа разработан алгоритм действий по реализации права родителей (законных представителей) детей-инвалидов, получающих услуги в подведомственных учреждениях, на трудоустройство в должности «тьютор» и «ассистент (помощник)» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и организациях социального обслуживания населения.

Меры социальной поддержки семьям, воспитывающим детей – инвалидов

Метод_рекомендации_по_работе_детей_с_ОВЗ_-_дистануционное_обучение

О создании центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

Полезные ресурсы:

Уважаемые родители!

Информируем Вас о созданном при поддержке Общественной палаты Российской Федерации проекте «Карта возможностей особого ребёнка» (далее – проект, Карта возможностей). Указанный проект функционирует на сайте «карта возможностей.рф» и содержит информацию об учреждениях образования, спорта, культуры, здравоохранения, предоставляющих услуги детям с особыми потребностями.

Пользователи сайта без труда могут найти нужные кружки, секции, образовательные учреждения и реабилитационные центры, предоставляющие свои услуги для детей с ОВЗ, недалеко от места жительства. Есть возможность комментировать информацию об учреждениях и добавлять новые объекты на Карту.

В настоящий момент ведется активная работа по наполнению Карты объектами.

Ссылка на Карту

Видеоролик о Карте