Анализ реализации программы «Одаренные дети»

В рамках  программы «Одаренные дети» школа стремится к полноценной реализации возможностей одаренных детей и активизации их творческой деятельности. В школе создана система диагностики одаренности обучающихся. Причем  диагностика не используется как самоцель, а предшествует психокоррекционной, развивающей и консультационной деятельности психолога. Начиная с общего обследования класса, постепенно психолог переходит к глубокому изучению личности ребенка. При этом используются следующие формы:

· Изучение личных дел учащихся;

· Изучение истории развития ребенка (по тестовой беседе  с  родителями)

· Анкетирование родителей для изучения  состояния психологического климата на уроке. Взаимодействие учитель – ученик.

· Анкеты для учащихся по интересам и учебным предметам.

· Индивидуальное обследование умственного и эмоционально – личностного развития учащихся.

· Сравнение успеваемости учащегося на сегодня с итогами прошлого года.

· Определение типа восприятия

· Итоговая диагностика учащегося в конце учебного года.

С 1998 года в школе организована научно – исследовательская деятельность  в рамках научного общества учащихся «Эврика», объединяющее всех желающих  1-11 классов, имеющих интерес к научной деятельности. Деятельность НОУ осуществляется на основании Положения о НОУ под руководством учителей – предметников. Научное  общество –  добровольное объединение обучающихся школы, которые стремятся к более глубокому познанию достижений  в различных областях науки, техники, культуры, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативы, самостоятельности, аналитического подхода к собственной деятельности, совершенствованию умений и навыков учебно  — исследовательской, изобретательской, опытно – экспериментальной работы.

ЗАДАЧИ  НОУ «ЭВРИКА»:

  •  проведение семинаров для учителей по работе с обучающимися, имеющими высокий уровень интеллектуального развития;
  • обучение поэтапным подходам к научному исследованию;
  • организация  лектория  по темам  проблемных заданий,  по  вопросам  культуры умственного труда;
  • проведение регулярных обзоров научной и научно-популярной литературы;
  • представление   индивидуального   пути   приобретения   знаний   по  некоторым проблемам или дисциплинам для  обучающихся;
  • выступление членов НОУ в других учебных заведениях;
  • проведение научно-практической конференции.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОУ

Школьное научное общество  занимается:

  • развитием творческих способностей  обучающихся;
  • формированием навыков исследовательской и  научной работы;
  • созданием интеллектуальной среды в школе;
  • информированием о достижениях науки и техники, о рынке образовательных услуг;
  • подготовкой  обучающихся к участию в олимпиадах, научно-практических конференциях.
  • руководством по оформлению исследовательских  работ.

ФУНКЦИИ НОУ

Работа НОУ организуется на основе программы развития детей с высоким уровнем интеллекта и реализации проектов В. Д. Шадрикова «Индивидуализация

обучения на основе лично-ориентированного учебного плана школы» и развивающего обучения по Л. В. Занкову.

Руководитель НОУ выбирается из числа наиболее квалифицированных специалистов, имеющих высокий творческий потенциал и организаторские способности.

Научное общество подотчетно  методическому Совету школы.

Учителя, работающие в НОУ ответственны:

  • за систематичность в работы с обучающимися;
  • за подготовку и оформление творческих,  научно — исследовательских работ учащихся;
  • за представление результатов работы на научно-практической конференции.

Обучающиеся, являющиеся действительными членами НОУ, ответственны:

  • за своевременное выполнение творческих, исследовательских заданий;
  • за оформление полученных результатов;
  • за участие в работе секции, кружков, лабораторий.

Структура и организация работы НОУ

НОУ включает в себя творческие группы обучающихся, объединенных в секции по различным областям знаний. Состоит из трех секций: точных наук, естественно-научного  и гуманитарного.

Высшим органом НОУ является собрание всех членов общества, которые проводится два раза в год. Занятия членов НОУ проводятся коллективно или

индивидуально под руководством руководителя на основе утвержденного плана не реже одного раза в месяц.

Результаты научно – исследовательской деятельности НОУ:

  • Разработано и принято «Положение о научном обществе учащихся», «Положение о научно-практической конференции», «Положение об учебно-исследовательской деятельности обучающихся МОСШ №5», «Положение о портфолио обучающихся», «Положение о конкурсе «Одаренный ребенок»;
  • Повышается уровень творческих работ обучающихся, уменьшается доля реферативных, увеличивается доля исследовательских работ.

Аспектный анализ деятельности педагогического коллектива показывает, что число учителей,  целенаправленно занимающихся  работой с одаренными детьми и детьми, имеющими признаки одаренности, имеет положительную динамику роста:

Результативность работы секций подтверждается не только прекрасной защитой творческих работ на внутришкольных конференциях, но и постоянное участие их в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах и фестивалях.

Ежегодно совершается не менее 15  учебно – познавательных экскурсий и экскурсий экологического характера.

По литературе, русскому языку, физике, математике, истории, обществознанию проводятся факультативы, которые посещают около 120 обучающихся.

Ежегодно проводятся школьные олимпиады по русскому языку, литературе, английскому языку, математике, физике,  химии, истории, обществознанию, физической культуре, биологии, экологии, технологии,  информатике, мировой художественной культуре, основам безопасности жизнедеятельности. Обучающиеся  школы принимают участие в олимпиадах муниципального, регионального, всероссийского уровней, занимают призовые места.

Учебный год 2009-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013 2013-2014
Подготовка олимпиадников 29% 32% 34% 36% 38%
Руководство исследовательской деятельностью школьников 14% 24% 25% 26% 27%
Учебный год 2009-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013 2013-2014
 Фестиваль ученических проектов

«Грани познания»

Победители-1

Призеры -3

Победители-4

Призеры -2

Победители-2

Призеры -2

Межрегиональный фестиваль исследовательских работ

«Открытие мира»

Победители-1

Призеры -2

Победители-2

Призеры -8

Победители-2

Призеры -7

Слет научных обществ обучающихся образовательных

учреждений города Нижневартовска

Победители-0

Призеры -2

Победители-0

Призеры -4

Победители-0

Призеры –2

Общее число победителей и призёров: Победители-3

Призеры -7

Победители-6

Призеры — 14

Победители-4

Призеры -11

Учебный год 2009-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013 2013-2014
 I место Муниципальный-1

Региональный -0

Всероссийский-0

Муниципальный- 1

Региональный -0

Всероссийский — 1

Муниципальный -0

Региональный -0

Всероссийский-2

II место Муниципальный-1

Региональный -1

Всероссийский-0

Муниципальный-0

Региональный -0

Всероссийский -1

Муниципальный -2

Региональный — 0

Всероссийский-0

III место Муниципальный-1

Региональный -1

Всероссийский-1

Муниципальный-3

Региональный -0

Всероссийский-0

Муниципальный-2

Региональный -0

Всероссийский-1

Общее число победителей и призёров: Муниципальный -3

Региональный -2

Всероссийский-1

Муниципальный -4

Региональный -0

Всероссийский — 2

Муниципальный-4

Региональный  -0

Всероссийский — 3

Обучающиеся школы демонстрируют не только свои интеллектуальные способности, но и достигают успехов в творческой и спортивной деятельности, занимаясь в кружках и спортивных секциях.

Учебный год 2009-2010 2010-2011 2011-2012

(на 1 апреля 2011 г.)

2012-2012 2013-2014
Творческие конкурсы

(конкурс сочинений: «Если бы я был депутатом городской Думы», «Конкурс письма», «Выборы для молодежи или молодежь для выборов»;  городской литературный конкурс  среди детей и юношества памяти Н.П. Смирнова; «Маленькая Муза» и т.д.)

Количество участников

22

Победители- 1

Призеры — 8

Количество участников

34

Победители- 1

Призеры — 9

Количество участников

36

Победители- 3

Призеры — 12

Конкурсы рисунков

(«Нижневартовск – город будущего», конкурс рисунков по ПДД, ППБ,  «Нарисуй своего врача», «Сегодня рисуем – завтра выбираем будущее», «Мое любимое яблоко», «Моя Югра» и т.д.)

Количество участников

43

Победители- 3

Призеры -7

Количество участников

67

Победители- 4

Призеры -4

Количество участников

76

Победители- 6

Призеры -11

Самотлорские роднички Количество участников

68

Победители- 2

Призеры -1

Количество участников

70

Победители- 3

Призеры -4

Количество участников

70

Победители-5

Призеры -7

Экологические конкурсы, фестивали

( «Юный эколог», экологическая олимпиада для младших школьников, «По страницам Красной книги»)

Количество участников

16

Победители- 0

Призеры -3

Количество участников

26

Победители- 0

Призеры — 3

Количество участников

29

Победители-2

Призеры -7

Спортивные конкурсы и соревнования

(городские соревнования по стрельбе, городские соревнования по военно-прикладным видам спорта, кубок главы города по лыжным гонкам, осенний кросс, первенство города по баскетболу, турнир по волейболу и т.д.)

Количество участников

194

Победители-6

Призеры — 7

Количество участников

198

Победители- 6

Призеры -9

Количество участников

195

Победители-6

Призеры -3

Общее число участников, победителей и призеров Количество участников

343

Победители- 12

Призеры — 26

Количество участников

395

Победители- 14

Призеры — 29

Количество участников

406

Победители- 22

Призеры — 40

Кульминацией всей работы в течение учебного года с точки зрения повышения социального статуса одаренных детей является праздник «Ученик года», где получают поздравления победители олимпиад, конкурсов, соревнований, а наставники – педагоги и родители получают благодарственные письма.

Но наряду с положительными результатами реализации программы «Одаренные дети» есть проблемы. Это недостаточное количество призеров

предметной олимпиады, недостаточное вовлечение обучающихся в объединения дополнительного образования, слабость в привлечение общественности

в оказании помощи в дополнительном образовании обучающихся. Это те проблемы, над которыми школе предстоит работать в дальнейшем.

Рекомендации:

1.      Развивать одаренность учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;

2.      Продолжать внедрять в образовательное пространство школы альтернативный вариант оценивания обучающихся в форме “портфолио”;

3.      Продолжить информационно-аналитическую деятельность.

4.       Продолжить работу над организацией научно-исследовательской деятельности  обучающихся.

Таким образом, основные задачи подпрограммы «Одаренные дети» решаются. Это подтверждают количественные показатели  успешности обучающихся (олимпиады, поступление в вузы, качество знаний).