Доступная среда

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид». Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Адаптированная образовательная программа- образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;

Адаптированные образовательные программы реализуются для следующих категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

-слепых и слабовидящих обучающихся;

-обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата;

-обучающихся, имеющих тяжелые нарушения речи;

-обучающихся с задержкой психического развития;

-обучающихся с умственной отсталостью;

-обучающихся с расстройством аутистического спектра; обучающихся со сложными дефектами.

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС ОВЗ
Нормативно-правовые документы федерального, регионального, муниципального уровней, обеспечивающих введение и реализацию ФГОС ОВЗ:

1.Приказ Минобрнауки РФ об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (от 19.12. № 1598)

2.Приказ Минобрнауки РФ об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (от 19.12.2014 № 1599)

3.Приказ ДО и МП ХМАО -Югры «Об утверждении Плана-графика мероприятий («дорожной карты») по обеспечению введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (от 24.03.2015 №345)

4.Приказ ДО г.Нижневартовска «Об обеспечении введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 2015, 2016 годах» (от 20.10.2015 №537)

Материально-техническое обеспечение введения ФГОС ОВЗ

Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования

Перечень специализированного оборудования для реализации мероприятий по введению ФГОС ОВЗ элементов доступной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Информационное обеспечение введения ФГОС ОВЗ

 

Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа — Югры: http://www.doinhmao.ru/obrazovanie-v-yugre/obrazovanie-dlya-lic-s-osobymi-obrazovatelnymi-potrebnostyami

Портал системы образования города Нижневартовска: http://edu-nv.ru/organizatsii-srednengo-obshchego-obrazovaniya/54-srednee-obshchee-obrazovaniya/228-inklyuzivnoe-obrazovaniea&subid=043′ type=’text/javascript’>